Реки — источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Фильм о зоне затопления Богучанской ГЭС победил на кинофестивале "Россия"

Фильм "Ангара" уральского кинорежиссера Павла Фаттахутдинова о зоне затопления Богучанской ГЭС был удостоен премии кинофестиваля «Россия».

Так получилось, что Павел со съемочной группой прилетели в Сибирь с Урала за пару дней до того, как на Ангаре прекращалась навигация. Драматизм ситуации заключался в том, что пока сценарий дождался начала съемок, герои уехали из деревни. Нужно было срочно найти новых героев, найти историю.

Съемочная группа прочесала всю Ангару, и когда добралась до самой дальней точки, режиссер понял, что героев своего фильма видел в самом начале пути и нужно срочно возвращаться в деревню Проспихино. Но был риск, пожилые люди о которых хотел снять фильм Павел, могли не согласиться сниматься. Так и случилось. Никто в Проспихино съемочную группу не ждал!  Старик — ушел на охоту, а его «героиня» сказала, как отрезала: никаких съемок, никакого кино не будет, и вообще, шли бы вы… к другим.

Сел тогда я и задумался, что мне делать, — вспоминает режиссер. – Других героев в деревне не было, там вообще стоят пустые и полуразобранные дома, всего человек десять.

Деревня Проспихино находится в зоне затопления Богучанской ГЭС. Жители подлежат переселению, а ангарские берега — санитарной зачистке. Деревня, по расчетам, окажется на глубине 40 метров под водой. И вот такая картина: по местному кладбищу ходят какие-то грязные подвыпившие мужики, выкапывают истлевшие гробы и чуть ли не голыми руками перекладывают останки людей в новые гробы. Это они по желанию родственников перевозят тела на новые кладбища, чтобы усопшие не оказались на дне Ангары.

Оператор (он из местных) посоветовал,  не теряя времени, быстро садиться на последний паром и ехать в другой крупный населенный пункт на Ангаре – Кежма. Там живет пять тысяч народу, и можно будет настричь несколько интересных историй и найти яркие персонажи. Кежму тоже будут топить, она окажется на глубине 30 метров. На последнем пароме приехал в эту Кежму, долго бродил по городу, но из головы не выходила та самая пожилая пара, которую они оставили в Проспихино.

Режиссер неожиданно заявил: будем возвращаться. Дошло до скандала. Его посчитали сумасшедшим: не было никакой гарантии, что удастся уговорить сниматься его героев. Начинался скандал, взаимные упреки. На сторону оператора встал звукооператор: рисковать нельзя, пропадет и время, и никто этот режиссерский прокол им не оплатит. К тому же на Проспихино оставался только один вертолетный рейс. Дальше все закрывалось на зиму. Надо искать героев в Кежме. Что-нибудь да настригут. Но Павел уперся: подавай ему Проспихино.

Павел, если впустую слетаем, ты за это ответишь! – сказал оператор. 

Хороший, замечательный оператор, мастер высокого класса, тут был абсолютно прав – зачем этот неоправданный риск?

Дело в том, что мы в кинокомпании не можем позволить себе такую роскошь — снимать слабое или проходное кино, — говорит Павел Фаттахутдинов. — Нам попросту не дадут в следующий раз денег. Нужно выкладываться, делать больше, творить с большим запасом прочности.

В вертолете Павел обдумывал, как он будет уговаривать упертую женщину. На месте выяснилась причина, почему героиня не хочет сниматься. Оказывается, она – бывший майор милиции, и до этого проживала с мужем в Красноярске. И примерно с год назад ей и ее мужу стали угрожать уголовники. От угроз перешли к делу. Год назад они убили мужа и теперь стали добираться до женщины. Ей пришлось уехать, буквально скрыться.

В Проспихино она нашла мужчину, стала привыкать к нему, и полюбила. И вот теперь киношники – как снег на голову. Мало того, что государство прогоняет их с насиженного места, еще и режиссеры какие-то нагрянули.

Документалисту, чтобы уговорить героев на съемку,  иногда приходится выглядеть этаким скоморохом, клоуном, садиться за стол с бутылкой и становиться выпивохой, — делится секретами профмастерства Павел Фаттахутдинов. – Не знаю, как, но нам повезло, в конце концов удалось уговорить их не обращать внимания на камеру и оператора. Мы снимали эту семью до самого последнего момента. Хорошо было бы еще запечатлеть, как Ангара будет затапливать их дом, но для этого надо было очень долго ждать. В общем, снимали, пока не закончились деньги. А так бы в кадре была  эффектная концовка: пара пожилых людей разъезжается, их дом уходит под воду… Но нам пришлось возвращаться. И все равно, фильм о семье получился. Уложились как раз в то время, которое отводил заказчик и продюсер – 32 минуты.

Фильм «Ангара» — это только часть проекта «Великие реки Сибири». Кинокомпании предстоит осваивать и другие реки. Если, конечно, Москва даст денег на новый сюжет.

Владимир Викторов

комментария 2

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>