Реки — источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Смерть рекам России: политика и реальность

Не так давно на сайте Росгидромета был опубликован «ОБЗОР ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2006 г.».

Качество вод учёные оценивают по 6-бальной шкале по степени загрязнения:

  • I класс – очень чистые;
  • II класс – чистые;
  • III класс – умеренно загрязненные;
  • IV класс – загрязненные;
  • V класс – грязные;
  • VI класс – очень грязные;

По этой шкале водные ресурсы нашего региона характеризуются так:

«Результаты исследований в бассейне озера Байкал показывают, что воды здесь преимущественно имеют класс чистоты III, а экосистемы находятся в антропогенном экологическом напряжении, иногда переходящее в экологическое благополучие.

Бассейн реки Енисей обследован на 4 створах от г. Дивногорска до п. Есауловка. Наблюдения провели 7 раз (с апреля по октябрь) по показателям перифитона и зообентоса. Класс чистоты вод варьируется от I до V. Состояние экосистем меняется от экологического благополучия до экологического регресса.

Бассейн реки Ангары обследован на 27 створах. В целом чистота вод характеризуется классом II?III, однако порой доходит до V и даже VI класса. Экосистемы региона находятся в состоянии от экологического благополучия до экологического регресса.

Наиболее загрязненными водными объектами (или их участками), экосистемы которых находятся в состоянии экологического или метаболического регресса, а качество вод характеризуется IV–VI классами чистоты, являются следующие водные объекты:

В Карском гидрографическом районе:

а) Бассейн р. Енисей:

р. Березовка – 0,1 км выше устья;

р. Есауловка – 0,5 км выше устья;

р. Кача – 0,5 км выше устья.

б) Бассейн р. Ангара:

р. Ангара – 2 км ниже сбросов авиазавода;

Братское вдхр. – 1,5 км ниже сбросов ОАО «Химпром», 3 км ниже сбросов ОАО «Вост.-сиб. элемент»;

р. Иркут – 12 км ниже с. Смоленщина;

р. Кая — 0,5 км ниже сбросов завода радио».

Результаты говорят сами за себя. Крупнейшие реки Красноярского края гибнут. Вряд ли население края знает об этих результатах. Или не хотят знать. О наших реках беспокоятся учёные Петербурга и Москвы, но не наши светила науки, не наши граждане и, конечно, не наша власть. Показательно, что информацию о состоянии рек, в том числе Енисея и Ангары, дала «Российская газета» ("Российская газета" — Федеральный выпуск №4619 от 22 марта 2008 г.), а не наши СМИ. Ко Всемирному Дню Воды (22 марта) в Красноярске не прозвучало ни одного слова в защиту наших рек.

Вместе с тем беспокоиться есть о чём. Освоение Нижнего Приангарья, планы ГИДРООГК и РУСАЛа – всё это «по определению» несёт дополнительную нагрузку на Ангару и приближает её гибель. Продолжают загаживать реку и предприятия Иркутской области, не жалея даже своё достояние – Байкал. Шансов у Ангары почти нет. Тем более защищать её некому.

Когда общество находится в спячке, власть и её «придворные» ученые без проблем кормят нас экономическими перспективами и заверениями, что проект Нижнего Приангарья никакого существенного ущерба природе не принесёт.

Вместе с тем, тот же «Обзор…» Росгидромета показывает: там, где создаются крупные водохранилища и сопутствующие этому предприятия степень загрязнения только повышается. При этом из года в год в разряд экологически «убитых» районов переходят одни и те же. Если власти не могут (а, вероятнее всего, не хотят) переломить эту ситуацию, то что можно говорить об их ответственности за новые объекты?

В феврале 2008 г. председатель Госдумы, лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов заявил о необходимости уже в этом году принять федеральную целевую программу "Чистая вода" (http://www.er-duma.ru/pubs/pubs/21619). История с программой «Чистая вода» длится уже около трёх лет. На этот счёт есть ряд программных выступлений того же Грызлова. В них лидер единороссов и парламентариев выступает как человек, горячо переживающий за качество нашей воды. Качество это неизменно падает: «Медицина утверждает, что до 80% заболеваний человечества определяется водным фактором. Между тем до 30% проб воды поверхностных источников в России не соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и до 25% — по бактериологическим показателям, а на водоочистные сооружения не всегда и не везде можно положиться». Россия теряет свою воду; перспективы обогащения, сопоставимые с нефтью; и, в конце концов, своих людей.

Из-за водохранилищ реки мелеют: «Сегодня не по каждой из них можно проплыть хотя бы на лодке». Плотины влекут «за собой множество негативных последствий. Затопляются сельскохозяйственные земли, леса, дороги, приходится переносить на новые места населенные пункты и предприятия, в воде выше плотины накапливаются пестициды и радионуклеиды, осложняется работа водозаборов. Со временем водохранилища заиливаются, и их регулирующая функция падает».

Обеспокоенность вызывают отходы предприятий: «Существует проблема очистки стоков. Конечно, нужно добиваться того, чтобы все предприятия, осуществляющие водопользование, как минимум гарантировали соблюдение всех соответствующих нормативов».

Таким образом, Грызлову известно всё, о чем предупреждают экологи и что настойчиво отвергает та же красноярская власть в отношении Ангары. Губернатор Хлопонин – одна из первых фигур в партии «Единая Россия» — многократно выступал с заявлениями об экологической безопасности проекта освоения Нижнего Приангарья. На брифинге в рамках III Красноярского экономического форума "Развитие Востока России" Хлопонин в унисон с председателем правления ОАО "ГидроОГК" В. Синюгиным заявил: «На сегодняшний день практически все проекты прошли первую часть экологической экспертизы. Теперь мы должны рассказать людям, что угрозы для сопричастных проектам территорий не существует". Проблемы же затопления ложа Богучанской ГЭС и строительства ЦБК на Ангаре, по словам Хлопонина, «не являются критическими».

То есть когда Грызлов открывает нам глаза на гибельную ситуацию с пресной водой, с нашими озёрами и реками, его же однопартиец Хлопонин утверждает, что ни ЦБК, ни алюминиевый завод, ни Богучанская ГЭС, ни свинцово-цинковый комбинат, создаваемый на берегах Ангары, ни каскад ГЭС ниже плотины Богучанки никакой экологической опасности для Ангары не представляют. Как-то тот же Хлопонин назвал протесты экологов «провокациями» и «щёконадувательством». По этой логике в разряд провокаторов попадает и г-н Грызлов с его кликушеством об экологии водных ресурсов страны.

Впрочем, понять наших политиков всегда было трудно. Их задачами, как правило, было затуманить «плебсу» сознание, даже особо не заботясь о правдоподобии своих заявлений. Ситуация с реками России прямое тому подтверждение. Кому верить: Грызлову или Хлопонину? Ни тому, ни другому. Верить надо фактам. А факты были изложены Росгидрометом. Их и надо воспринимать как реальный результат работы наших властей. Верить надо недавнему заявлению учёных из Института глобального климата и экологии (ИГКЭ — Москва), Гидрохимического института (ГХИ — Ростов-на-Дону), Государственного океанографического института (ГОИН — Москва), Научно-производственного объединения (НПО) "Тайфун" — г. Обнинск Калужской области. Накануне Всемирного Дня воды они подвели итог: со времени пуска первых гидроэлектростанций идет по нарастающей разрушение экологических систем рек. Всегдашний цинизм власти говорит только об одном: наши реки обречены. Обречена и Ангара, если мы, жители Красноярского края, будем молчать, думая только о своем. Никому, кроме нас она не нужна.

Алексей Колпаков (Плотина.Нет!)