Реки — источник жизни, а не электричества
Фото нашей Ангары... Нажми

Зона затопления БоГЭС: разрушение основы

В минувшие выходные в Иркутске прошла премьера фильма режиссёра Сергея Мирошниченко о сибирском писателе Валентине Распутине «Река жизни». В основе картины — поездка писателя, критика Валентина Курбатова и издателя Геннадия Сапронова по Ангаре — по тем местам, которые уже в следующем году станут дном водохранилища Богучанской ГЭС. За несколько часов до премьеры «Реки жизни» режиссёр дал нам интервью:

— Сергей Валентинович, как родилась идея этого фильма?

— Идея фильма принадлежит критику Геннадию Сапронову, к сожалению, уже ушедшему от нас, и заместителю министра культуры и архивов Иркутской области Сергею Ступину. Они вместе с Валентином Распутиным собирались поехать по Ангаре, и им пришла в голову идея снять эту поездку. Выбор режиссёра пал на меня, возможно, потому, что я уже снимал документальное кино о русских писателях. Они мне позвонили, и я сразу же согласился. Мы провели в поездке две недели, и я с коллегами по съёмочной группе сразу понял, что это может быть очень хорошая картина.

В итоге получился фильм о том, как сейчас, выражаясь компьютерными терминами, живёт наша «материнская плата», от которой зависит будущее России. Однажды ко мне пришёл человек, который занимается большим бизнесом, и сказал, что мои картины — мрачные, что я — человек с мрачными взглядами, но они же много делают для России, например, Сколково. Я с ним согласен, но единственное, что хотел бы сказать, — не будет работать ничего, если материнская плата разрушена. А когда мы проехались по Ангаре, то увидели именно это — разрушение основы, где должны рождаться люди, которые продвигают науку, культуру и всё остальное, — Королёвы, Курчатовы, Распутины…

— Трудно было работать с классиком? К тому же о Валентине Распутине говорят, что он сложный в общении человек…

— Валентин Григорьевич действительно замкнутый человек. Но рядом с ним был Валентин Яковлевич Курбатов, который умеет провоцировать беседу, и даже гипертрофированно подаёт некоторые темы для разговора. И Распутину приходилось отвечать, приходилось беседовать. И ещё в поездке было моё «тайное оружие» — две девушки в съёмочной группе, талантливые сценарист и продюсер, которые знают, читают и любят произведения Распутина. Это дало сильный толчок, потому что Валентин Григорьевич понял, что молодёжь читает его книги. Ему ведь всё время кажется, что никто его не читает и всё забыто. Кроме этого, мы решили, что не будем специально усаживать Распутина и о чём-то спрашивать. Это и были те компоненты, которые позволили писателю чувствовать себя комфортно и постепенно забыть о наличии двух камер, всегда находившихся рядом.

— Никакого другого проекта, связанного с Валентином Распутиным не возникло? Вы ведь многие свои фильмы снимаете циклами.

— На большее, чем «Река жизни», у меня таланта нет, поэтому я сказал: «Достаточно». Если говорить о других писателях, то я должен понимать, во имя чего работаю. Если бы сейчас появился писатель, который участвовал в жизни нашей страны, болел за то, что с ней происходит, а не за свой имидж, свой карман, или за то, сколько у него будет любовниц, я бы снимал, потому что это интересно. Но пока я таких людей не вижу. А об умерших мне неинтересно снимать.

— Сергей Валентинович, а Байкал вас, как документалиста, не вдохновляет на создание фильма?

— Есть одна идея — сделать притчу-сказку об озере. На мой взгляд, Байкал — это такое око земли на нас, людей, такой «зрак». Мы, к сожалению, не понимаем, насколько земля терпелива к нам, но перед тем как её терпение закончится, этот зрак закроется. И нам бы надо почаще думать об этом.

Что касается документального кино, я хотел снять фильм «Россия с птичьего полёта» — от Камчатки до Санкт-Петербурга, и, конечно, Байкал занимал бы в нём значительную часть. Я предлагал сделать картину к Олимпиаде в Сочи, чтобы показать людям, какая у нас красивая страна. Думал, что в часовом фильме покажу города и людей, а кто-то из наших лучших композиторов напишет к нему музыку. Но такая картина требует много времени, и, разумеется, немалых средств. Я обратился с этой идеей даже к премьер-министру… Но, вы знаете, если она найдёт всё-таки отклик, то в итоге как всегда будет делаться за два месяца: наймут каких-нибудь «рукоделов», и они что-нибудь «настрогают».

Досье:

Сергей Мирошниченко — заслуженный деятель искусств РФ, член Академии российского телевидения, профессор. Автор нескольких десятков кинофильмов, в числе которых «Солженицын. Жизнь не по лжи», «Неизвестный Путин. Мир и война», «Убийство императора. Версии», «Валерий Гергиев. Сумерки Богов» и другие. Лауреат Государственной премии России. Обладатель двух призов «Ника», награды «ТЭФИ», Гран-при американской телевизионной академии «Эмми».

Наталия Горбань

комментариев 6

Оставьте свое мнение

Для этого надо всего лишь заполнить эту форму:

В связи со спам-атакой все комментарии со ссылками автоматически отправляются на модерацию. Разрешенный HTML-код: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>